zem-mash.ru

Экскаваторы на гусеничном ходу

Гусеничный ход широко применяется у одноковшовых универсальных экскаваторов. Экскаваторы на гусеничном ходу создают малое удельное давление на грунт (0,2—1,2 кг/см2). Наиболее распространенным является двухгусеничное ходовое оборудование экскаваторов на многоопорном или малоопорном гусеничном ходу.

Многоопорный гусеничный ход имеет сравнительно большое число опорных катков небольшого диаметра, оси которых крепятся к общей жесткой гусеничной раме. Это создает более равномерное давление на грунт.

Малоопорный гусеничный ход, т. е. ход с меньшим числом опорных катков, создает неравномерное давление на грунт. Но малоопорный ход менее чувствителен к препятствиям, которые попадают под гусеницу; экскаватор легче преодолевает валуны, пни и т. п., поэтому экскаваторы с малоопорным ходом больше всего применяются на скальных грунтах и пнистых местностях.

Универсальные экскаваторы Э-352, Э-304, Э-505, Э-505А, Э-652 и др., применяемые на осушительных, оросительных и других работах, большей частью изготовляются на многоопорных гусеничных ходах.

Механизм передвижения универсальных экскаваторов на гусеничном ходу принципиально почти не отличается один от другого.

Ходовое устройство (рис. 24) экскаватора Э-352 состоит из нижней ходовой рамы, опорной рамы, гусеничных рам, гусеничных лент, ходового механизма и механизма управления.

 

Рис. 24. Ходовое устройство экскаватора Э-352. 1 — гусеничная лента, 2 — гусеничная рама, 3 — верхняя ходовая литая рама, 4 — опорные ролики, 5 — поддерживающие ролики, 6 — зубчатый венец, 7 — круг катания с венцом, 8 — вертикальный ходовой вал, 9 — тяга управления гусеницами, 10 и 13 — полуоси горизонтального вала, 11 — коническая передача, 12 — средний вал, 14 — звездочка.

Вес всех частей экскаватора и все нагрузки его при работе передаются через верхнюю литую раму 3 на раму гусеничных тележек, жестко связанных с ходовой рамой кронштейнами, приваренными к рамам.

Экскаватор с гусеничными лентами шириной 890 мм и длиной 4200 мм обеспечивает удельное давление на грунт до 0,2 кг/см2. При таком удельном давлении при работе на переувлажненных минеральных почвах и в заболоченных местах отпадает необходимость в настилах под гусеницы экскаватора.

Гусеничный ход экскаватора Э-352 — многоопорного типа на жестко установленных опорных роликах. Продольные балки рамы сварные, с литыми концевыми частями; соединяются между собой поперечными балками, образуя нижнюю раму.

На нижней раме установлена литая верхняя рама 3 с механизмами, на которой расположена коническая передача 22 и через которую проходит вертикальный вал 8 нижнего ходоного механизма. Ниже вертикального нала 8 располагается поперечный горизонтальный нал ходового механизма, который состоит из трех частей: среднего вала 12 и двух концевых полуосей 10 и 13.

Средний вал 12 соединен с полуосями муфтами, в которых расположены бронзовые втулки, служащие подшипниками для концов полуосей.

Включение и затормаживание гусениц производится при помощи блокировки кулачковых муфт и тормозов, расположенных на поперечном ходовом валу. Управление муфтами и тормозами выведено к месту сиденья машиниста через полый вертикальный вал 8 на поворотную платформу.

Привод на гусеничпые звездочки 14 от поперечного вала осуществляется посредством ценных передач.

Гусеничные рамы 2 через ролики опираются на гусеничные ленты 1.

На верхней, обработанной, поверхности литой рамы 3 установлена опорная рама. В верхней части этой рамы приварен литой круг катания 7 со ступицей в центре. Круг катания составляет одно целое с зубчатым венцом 6, отлитым из легированной стали, и крепится к опорной раме болтами.

Верхняя поворотная платформа опирается на опорную раму роликами, перемещающимися между двумя кольцевыми поверхностями круга катания 7. Опорные ролики попарно соединены балансирами; два балансира установлены в передней части поворотной платформы и два — в задней части. Ролики за счет регулировочных шайб должны быть установлены таким образом, чтобы зазор между ними и поверхностью круга катания составлял не более 0,5—1 мм.

В нижней литой раме запрессована полая цапфа, внутри которой проходят вертикальный ходовой вал и две тяги управления гусеницами. Верхняя поворотная платформа имеет центральную втулку, которая надевается на полую цапфу и центрирует поворотную платформу относительно нижней рамы. Все вертикальные нагрузки, возникающие при работе экскаватора, воспринимаются опорными роликами, а все боковые усилия, стремящиеся сдвинуть верхнюю иоворотную платформу, воспринимаются центральной цапфой.

Экскаваторы на гусеничном ходу Э-505 и Э-652 имеют следующее ходовое устройство. Рама гусеничной тележки 3 (рис. 25) имеет передние и задние кронштейны, на которых крепятся подшипники 15 ведущего колеса 13 и оси направляющих колес 14. На раме также смонтированы шесть опорных осей с роликами 11. Ленты гусениц поддерживаются вверху двумя роликами 9. Бесконечная гусеничная лента 2, охватывающая ведущее 13 и направляющее колеса, состоит из звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами, продетыми в проушины. На внутренней поверхности звеньев имеются выступы, при помощи которых осуществляется зацепление между гусеничной лентой и ведущим колесом 13.

 

Рис. 25. Ходовое устройство экскаватора Э-505 и Э-652. 1 — гусеничная лента, 2 — направляющее колесо, 3 — рама тележки, 4 — опорная рама 5 — ролик, 6 —центральная цапфа, 7 — вал, 8 — звездочка, 9 и 11 — ролики, 10 — цепь 12 — натяжное устройство, 13 — ведущее колесо, 14 — ось ведущего колеса, 15 — подшипник вала, 16 — натяжные болты, 17 — направляющее колесо.

В процессе работы экскаваторов происходит износ и удлинение как гусеничной ленты, так и ходовой втулочно-роликовой цепи 10. Поэтому для регулировки натяжения их имеются два винтовых натяжных устройства, состоящих из подшипников, салазок и натяжных болтов 26*. Натяжение роликовой цепи 10 регулируется натяжным устройством ведущего колеса 13. Натяжение гусеничной ленты регулируют передним натяжным устройством, перемещая направляющие колеса 27.

Ведущие колеса гусениц экскаваторов Э-505А и Э-652 изготавливаются не цилиндрическими, как это имеет место у экскаваторов Э-505 и Э-754 и др., а в виде многогранника, что обеспечивает свободное проваливание грунта, попадающего между наружной поверхностью колеса и гусеничной лентой, и исключает случаи распора ленты.

Опорная рама 17 (рис. 26) представляет собой цилиндр из листовой стали сварной конструкции. В верхней части рамы приварен литой круг катания 16 со ступицей в центре. Круг катания отлит заодно с зубчатым венцом 9 внутреннего зацепления и приварен к опорной раме 17. На верхнем конце вертикального вала 11 на шлицах посажена кулачковая муфта. Вал 11 ходового механизма пустотелый, он вращается в двух бронзовых втулках, а на нижнем его конце посажена малая коническая шестерня 3. На верхнем конце центральной цапфы 12 на бронзовой втулке посажена цилиндрическая шестерня.

Горизонтальный вал состоит из трех частей: средней 1, опирающейся на два внутренних подшипника, и двух концевых полу-осей б и 21 у которые одним концом опираются на внешние подшипники и вторым — на бронзовые втулки. На концах полуосей жестко посажены ведущие звездочки 8, соединенные нтулочно-роликоными цепями со звездочками, жестко посаженными на внутренних концах валов ведущих колес гусениц.

Концевые полуоси соединяются со средней частью вала кулачковыми муфтами 5 и 22, которые могут занимать три положения: 1) муфты сцеплены с дисками, 2) муфты выведены из сцепления с дисками и 3) муфты выведены из сцепления с дисками и своими уступами упираются в упоры, жестко укрепленные в ходовой раме; такое положение называется стопорением.

 

Допускаемое среднее удельное давление, передаваемое гусеницей на грунт во время передвижения экскаватора, оборудованного прямой или обратной лопатами, приведено в табл. 8.

Рис. 26. Ходовое устройство экскаватора Э-505 (поперечный разрез). 1 и 11 — валы, 2, 7 и 20 — подшипник, 3 и 24 — конические шестерни, 4, 5, 22 в 25 — кулачковые муфты, 6 и 21 — полуоси, 8 — звездочка, 9 — зубчатый венец, 10 и 19 — отводки, 12 — центральная цапфа, 13 — ступица платформы, 14 — обойма, 15 — ролик, 16 — круг катания, 17 — опорная рама, 18 — стопор, 23 — тормоз, 26 — картер.

Таблица 8. Допускаемое среднее удельное давление (в кг/см2) гусениц на грунт

Емкость
ковша (м*)

Гусеницы

стандартной ширины для
обычных условий работы

с уширенными звеньями для
работы на слабых грунтах

для работы на заболоченных
или свеженасыпанных грунтах

0,25 - 0,30
0,50-0,00
1,00-1,20
2,00-2,50

0,55
0,65
0,85
1,20

0,35
0,5
0,65
1,00

0,2
0,3
0,50
0,80

 

 
 
Copyright © 2014 Землеройные машины
zem-mash.ru
Cоздание сайтa Вебцентр Карта сайта
 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru