zem-mash.ru

Лебедка экскаватора

Главная лебедка

Главной лебедкой экскаватора называют механизм, непосредственно управляющий движениями рабочего оборудования.

Главные лебедки экскаваторов бывают одновальные и двухвальные. К одновальным относятся лебедки, у которых подъемный и тяговый барабаны посажены на одном валу. Если барабаны посажены отдельно на самостоятельные валы, то такая лебедка называется двухвальпой.

Наибольшее распространение на экскаваторах получили одновальные лебедки. Двухвальные же лебедки ставятся главным образом на экскаваторах с ковшом емкостью 0,25 м3 и на специальных больших экскаваторах ЭМ-14/65 и др. На экскаваторах с ковшом 0,5—2,0 .м3 применяют лебедки обоих типов.

Главные лебедки экскаваторов получают движение от главного трансмиссионного вала через цилиндрические или цепные передачи. Включение механизмов лебедки осуществляется фрикционами, остаповка — тормозами.

На лебедках, независимо от того — одновальные они или двухвальные, применяются барабаны как цилиндрические, так и конические. Последние выполняются гладкими, без ручьев, а цилиндрические — с нарезкой (с ручьями) или гладкими.

В зависимости от длины наматываемого каната последний укладывается на барабане в один или несколько слоев.

На рис. 30 приведена конструкция одновальной главной лебедки, применяемой на экскаваторах при оборудовании прямой лопатой.

Вал 4 лебедки опирается на два сферических роликоподшипника, обоймы которых закреплены в станине 5, и приводится в движение цилиндрическим зубчатым колесом 10, установленным на шпонке на левый конец вала 4 лебедки и находящемся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом трансмиссии экскаватора.

Колесо 10 одновременно вращается с крестовиной 8 и двумя фрикционными лентами 15 — фрикционов открытого наружного типа. Одна лента фрикциона крепится на зубчатом колесе 10, а вторая на крестовине 8. При включения фрикциона, осуществляемом гидранлическим цилиндром 14, шток 13 которого нажимает на рычаг 12, лента 15, закрепленная концами на пальцах 9 и 11, затягивается вокруг шкива 1, свободно вращающегося на валу 4. При вращении шкива 1 и вала 4 начнет вращаться сдвоенная звездочка 2. От звездочки 2 движение цепью передается напорному механизму, что осуществит выдвижение рукоятки ковша.

 

Тормозная лента, закрепленная на поворотной платформе и охватывающая часть шкива 1, может останавливать напорный механизм. Цилиндрический барабан 3 осуществляет подъем ковша.

Рис. 30. Одновальная главная лебедка. 1 — шкив, 2 — сдвоенная звездочка напорного механизма, 3 — сменный барабан, 4 — вал, 5 — станина, 6 — трубка гидравлической системы управления, 7 — вращающееся соединение, 8 — крестовина, 9 и 11 — пальцы. 10 — зубчатое колесо, 12 — рычаг, 13 — шток, 14 — гидравлический цилиндр, 15 - лента фрикциона.

Лебедка подъема стрелы экскаватора

Она предназначена для подъема и опускания стрелы рабочего оборудования. Устройство двухбарабанной подъемной лебедки приведено на рис. 31. Зубчатое колесо 1 приводится по вращение от шестерни трансмиссионного вала и находится в движении, пока включена главная муфта. Колесо соединено с валом 3 подъемной лебедки шпонкой. Вал 3 вращается на шарикоподшипниках 7, установленных в щеках поворотной платформы. На валу 3, а также на шарикоподшипниках, вращаются барабан 4 подъемной лебедки и барабан лебедки подъема стрелы. Барабан 5 лебедки подъема стрелы приводится во вращение от червячного колеса 6.

Барабан 4 подъемной лебедки выполнен заодно со шкивами фрикциона и тормоза. При затяжке фрикциона 2 барабан начинает вращаться вместе с зубчатым колесом. При разжатом фрикционе и зажатом тормозе барабан остается неподвижным, в то время как зубчатое колесо 1 н вал 3 продолжают вращаться.

Фрикцион приводится в действие при помощи сервофрикциона. Тормозной диск 7 сервофрикциона насажен свободно на вал 3. В диске установлен палец 8, на который надет конец тяги 9. Второй конец тяги соединен с рычагом 11, закрепленным на квадратном хвостовике кривошипами коротким плечом, соединенным через пружину 13 с зубчатым колесом 1. Лента фрикциона 2 одним концом соединена с пальцем 14, неподвижно закрепленным в ободе зубчатого колеса, а вторым через тягу 15—с кривошипом 12. При включенном фрикциопе пружина 13 поворачивает кривошип 12 и разжимает ленту. При этом рычаги и тормозной диск 10 сервофрикциона вращаются вместе с зубчатым колесом 1, в то время как барабан может оставаться неподвижным. Для включепия фрикциона машинист через рычажную систему затягивает тормозную ленту на диске 10 сервофрикциона, последний в своем вращении начинает отставать от прощающегося колеса 7 и через тягу 9 воздействует на рычаг 11. Натягивая пружину 13, рычаг 11 поворачивается и заставляет поворачиваться кривошип 12, который затягивает ленту, фрикциона на шкиве барабана.

Совместное вращение будет продолжаться до тех пор пока шкив сервофрикциона заторможен и сила трения, возникающая от проскальзывания шкива под тормозной лентой, достаточна для затяжки фрикциона на шкиве барабана под рабочей нагрузкой.

Таким образом, чем сильнее нажимает машинист на рычаг управления тормозной лентой сервофрикциона, тем больше будет сила сцепления фрикциона и тем больший крутящий момент можно получить на барабане. Следует, однако, помнить, что сервофрикцион значительно увеличивает силу нажима машиниста на рычаг управления,   и достаточно  сравнительно  небольшого  нажатия (4—5 кг) на рычаг, чтобы получить нужное усилие на фрикционе. Чрезмерно сильный нажим будет вызывать усиленный износ ленты сервофрпкцнона. Слабым нажим также нежелателен ввиду пробуксовки ленты фрикциона на шкиве барабана и перегрева фрикциона. Поэтому при управлении фрикционами требуется от машиниста навык и внимательная работа. Кроме того, машинист обязан систематически следить за правильной регулировкой фрикционов.

Пружина 13 фрикциона должна быть отрегулирована таким образом, чтобы ее усилие было достаточным для растормаживания фрикционной ленты, но вместе с тем она не должна быть сильно затянута, так как при этом потребуется дополнительное усилие на сервофрикционе для затяжки фрикционной ленты. Регулировка натяжения пружины 13 производится гайками 16.

При износе фрикционной ленты она должна быть подтянута для уменьшения свободного хода рычажной системы. Подтяжка ленты производится стяжкой и контргайкой на тяге 15, соединяющей сбегающий конец ленты с кривошипом 12.

 

Рис. 31. Подъемная лебедка. 1- зубчатое колесо; 2 - лента фрикциона; 3 - вал; 4 - барабан подъемной лебедки; 5 - барабан лебедки подъема; 6 - червячное колесо; 7 - шарикоподшипники; 8 - палец; 9 - тяга; 10 - тормозной диск сервофрикциона; 11 - рычаг; 12 - кривошип; 13 - пружина; 14 - палец; 15 - тяга; 16 - гайка

Тяговая лебедка

Тяговая лебедка (рис. 32). Устройство ее аналогично устройству подъемной лебедки. Зубчатое колосо 1 находится в зацеплении с зубчатым колесом подъемной лебедки и постоянно вращается при включении главной муфты двигателя. Вал 2 вращается вместе с зубчатым колесом, а барабан 3 может быть включен фрикционом 4 через сервофрикцион 5 или выключен. Подшипник 6 вала тяговой лебедки, так же как и подшипник вала подъемной лебедки установлен в щеках поворотной платформы.

 

Тяговой барабан имеет большую длину, чем подъемный барабан. Это имеет особое значение при работе краном, когда канат должен укладываться на барабан в один слой.

Рис. 32. Тяговая лебедка. 1 — зубчатое колесо, 2 — вал, 3 — барабан, 4 — фрикцион, 5 - сервофрикцион, 6 — подшипники вала.

 
 
Copyright © 2014 Землеройные машины
zem-mash.ru
Cоздание сайтa Вебцентр Карта сайта
 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru