zem-mash.ru

Лебедка Д-269

Лебедка управления дорожных машин

Лебедка Д-269 (рис. 77) однобарабанная, продольно-вальная, с конусным фрикционом, предназначена для приведения в действие канатно-блочной системы управления дорожных машин: бульдозеров Д-271, Д-259А и Д-290, кустореза Д-174В, корчевателей-собирателей Д-210В и Д-210Г и снегоочистителя Д-180В.

Лебедка устанавливается на задней стенке картера заднего моста тракторов С-80 или Т-140, на которых монтируются бульдозеры.

К картеру лебедки с одной стороны приварен литой кронштейн 3 для крепления се к задней стенке трактора, а с другой стороны приварены распорки, к которым крепится болтами задняя плита 4.

Через отверстие в стенке картера в заднюю плиту проходит ось барабана 7, конец которой закреплен неподвижно на задней плите двумя стяжными болтами в выточках крышки бугеля 10. На оси 7 па роликоподшипниках вращается барабан 12. Кроме того, на этой оси свободно посажена трубчатая ось 6.

Ведомая шестерня вращается на двух конических роликовых подшипниках, сидящих на трубчатой оси, которая свободно посажена на оси барабана и удерживается от вращения шпопкой 8. Для регулировки подшипников ведомой шестерни между ее ступицей и ведущим конусом 11 проложены регулировочные прокладки 13 из тонкого листового материала. К ступице шестерни крепится болтами ведущий конус 11. Ведомая шестерня 2 и ведущая шестерня — нал 1 помещаются в закрытом картере. Смазка подшипников шестерен осуществляется разбрызгиванием масла, заливаемого в картер. Шестерни лебедки служат для передачи движения от первичного вала коробки передач трактора барабану лебедки и снижения числа оборотов вращения барабана в 7,25 раза по сравнению с числом оборотов первичного вала коробки передач трактора.

Ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней барабана.

Ведущий вал лебедки Д-269 выполнен заодно целое с шестерней и вращается в двух шариковых подшипниках от первичного вала коробки передач трактора через соединительный вал 5.

Конец оси, выступающий спереди из картера, имеет трапецеидальную резьбу. Нарезка резьбы трубчатой оси — левая, а на конце оси барабана — правая.

На концы осей 6 и 7 навернута гайка 9. Вращением гайки вправо или влево достигается поступательное движение оси 6 вместе с шестерней 2 и конусом вдоль оси 7 для включения или выключения муфты сцепления. Муфта сцепления состоит пз ведущего конуса 11 и ведомого, отлитого заодно с барабаном 12. Барабан 12 вращается на двух роликовых конических подшипниках. Для регулировки подшипников между задней крышкой барабана 14 и барабаном проложены регулировочные прокладки 15. При повороте гайки 9 вправо она навинчивается на резьбу оси 7 барабана и перемещается по направлению к барабану, одновременно гайка 9 свинчивается с оси 6 и заставляет ее вместе с шестерней 2 и конусом 11 также передвигаться по направлению к барабану.

 

В результате этого рабочая поверхность конуса шестерни приходит в соприкосновенно с конусом барабана и барабан начинает вращаться.

Рис. 77. Однобарабанная лебедка Д-269. 1 - ведущая шестерня-вал, 2- ведомая шестерня, 3- передний кронштейн, 4 - плита, 5 - соединительный вал, 6 - ось шестерни, 7 - ось барабана, 8 - шпонка, 9 - гайка включения фрикциона, 10 - бугель, 11 - конус фрикциона, 12 - тормозной барабан, 13 - прокладка, 14 - крышка барабана, 15 - регулировочная прокладка

Выключение муфты сцепления (и, следовательно, прекращение работы барабана) достигается поворотом гайки 9 в левую сторону. Поворот гайки осуществляется рычагом 5 (рис. 78), введенным в кабину трактора. Лебедка Д-269 снабжена ленточным тормозом. Лента 1 тормоза охватывает тормозной барабан и удерживается в центральном положении относительно барабана двумя парами планок 2. Планки 2 шарнирно соединяются с лентой тормоза и концом тормозного валика 9; с другой стороны лента соединена планками с картером лебедки.

Валик тормоза 9 пропущен через верхнюю часть картера лебедки и может свободно поворачиваться во втулках.

На заднем конце валика крепится тормозной рычаг 3.

Длинное плечо тормозного рычага 3 располагается относительно кулака 4 с зазором 2—3 мм, а на втором плечи шарнирно крепится стержень пружины.

 

Пружина 7, действуя на тормозной рычаг 3, стремится повернуть его вместе с валиком тормоза и через планки прижимает ленту к барабану, затормаживая барабан. Под действием пружины барабан постоянно находится в заторможенном состоянии, а рычаг 5 и кулак 4 в это время находятся в нейтральном положении. При этом сцепление конусов разъединено.

Рис. 78. Механизм управления лебедкой. 1 — тормозная лента, 2 — планка, 3 — рычаг тормоза, 4 — кулак, 5 — рычаг управления, 6 — вал, 7 — пружина, 8 — вилка гайки включении, 9 — валик тормоза, 10 — рычаг.

Включение и выключение тормоза и управление фрикционом производятся рычагом 5. При включении конуса фрикциона рычаг из нейтрального положения перемещается от стенки к центру кабины трактора, осуществляя выключение тормоза и подъем груза.

Тормоз при подъеме груза включается коротким плечом кулака 4, который при повороте рычага 5 в обратном направлении поднимает рычаг 3, отчего пружина сжимается и тормозная лента освобождается. Для остановки подъема и фиксации груза на определенной высоте рычаг возвращается в нейтральное положение. Для опускания груза рычаг из нейтрального положения перемещается к стенке кабины трактора, при этом пружина 7 под действием длинного плеча кулака 4 сжимается, лента тормоза освобождает барабан, груз опускается вниз.

Конец каната на барабане крепится последовательным пропусканием через три отверстия в крышке и закрепляется в скобе.

Нормальная работа лебедки зависит главным образом от правильной ее регулировки. Хорошо отрегулированная лебедка работает безотказно,  управление лебедкой легкое.

Приступая к регулировке лебедки Д-269, необходимо рычаг управления установить в нейтральное положение, а плечо тормозного рычага расположить относительно тормозного кулака 4 (рис. 78) так, чтобы зазор между рычагом и кулаком был 2—3 мм.

Установку рычага по отношению к кулаку надо производить следующим образом:

  1. ослабить стяжной болт рычага 3; 
  2. захватить ключом за бобышку на конце оси рычага тормоза и, нажимая на ключ, затянуть тормозную ленту до отказа;
  3. удерживая ключом ленту тормоза в затянутом положении, поворачивать рычаг тормоза на оси в сторону кулака так, чтобы зазор между ними был 2—3 ММ, и в таком положении закрепить рычаг тормоза стяжным болтом. Зазор необходим для полной отдачи пружины и нормальной работы блокировки.

Для установки рычага управления в кабине трактора в нейтральное положение, наиболее удобное для работы, нужно ослабить два стяжных болта заднего рычага на оси управления и одни болт кулака и, поворачивая ось, поставить рукоятку рычага управления от стенки кабины на 180—200 мм, затем закрепить два стяжных болта заднего рычага управления. Болт кулака затянуть после регулировки конуса муфты сцепления.

Регулировка муфты сцепления (фрикциона) сводится к тому, чтобы установить необходимый зазор между конусами фрикциона при нейтральном положении рычага управления.

Зазор между конусами должен обеспечивать нормальную работу фрикциона:

  1. полное (без проскальзывания) включение муфты сцепления при нормальном ходе рычага управления; ход рычага управления не должен превышать 400 мм,
  2. полное (без трения) включение муфты сцепления при нейтральном положении рычага управления.

Проскальзывание при неполном включении и трение при неполном выключении сцепления вызывают большой нагрев муфты сцепления и быстрый износ фрикционного материала.

Регулировка сцепления производится двумя способами.

Первый способ регулировки применяется в том случае, если износ фрикционного материала небольшой и необходимо изменить только зазор между конусами без изменения положения ведомой шестерни в картере. Регулировка при этом производится перемещением барабана с ведомым конусом по направлению к ведущему конусу.

Для регулировки первым способом необходимо:

  1. рычаг управления 5 (рис. 78) поставить в нейтральное положение (180—200 мм от правой стенки кабины трактора);
  2. освободить ось барабана, для чего ослабить болты бугеля 10 (рис. 77) и снять предохранительную шайбу;
  3. захватить ключом конец оси 7 и вращать ее по часовой стрелке до соприкосновения конусов (до отказа);
  4. повернуть ось 7 барабана в обратном направлении на 5— 10° до положения, когда между конусами образуется минимально необходимый зазор, при котором не происходит трения конусов фрикциона при нейтральном положении рычага управления;
  5. надеть на ось 7 предохранительную шайбу, совмещая одно отверстие на шайбе и отверстие на бугеле; если ни одно из отверстий не совпадает, то необходимо довернуть ось в ту или другую сторону;
  6. Закрепить ось болтами бугеля 10, не допуская перекоса крепления.

Надежное закрепление оси болтами и предохранительной шайбой необходимо во избежание самопроизвольного вращения оси, которое может вызвать заклинивание конусов и резкую отдачу рычага управления.

Регулировка сцепления вторым способом производится в том случае, если в процессе работы лебедки нарушено положение ведомой шестерни в картере.

После регулировки сцепления необходимо проверить общую регулировку управления лебедки подъемом и опусканием рабочего органа машины. Включение и выключение сцепления должно быть полным при нормальном ходе рычага управления. При включении сцепления должно производиться выключение тормоза, что необходимо для меньшего нагрева лебедки.

Если тормоз пробуксовывает, то нужно подтянуть пружину тормоза подвертыванием на 2—3 оборота гайки среднего стержня.

При слишком большом ходе рычага (больше 400 мм) следует ослабить гайки крепления оси барабана и, поворачивая ось, уменьшить свободный ход конуса так, чтобы ход рычага не превышал 400 мм, после чего проверить установку блокировочного кулака и зазор между рычагами.

При уходе за лебедкой проводят ежедневный наружный осмотр и устранение обнаруженных неисправностей, а также смазку трущихся деталей и  механизмов.

Лебедку необходимо осматривать перед каждым выходом на работу и после окончания работы. Осмотр производится трактористом.

 
 
Copyright © 2014 Землеройные машины
zem-mash.ru
Cоздание сайтa Вебцентр Карта сайта
 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru