zem-mash.ru

Прямая лопата экскаватора

Прямая лопата экскаватора - основной, наиболее часто применяемый на дорожных и строительных работах вид рабочего оборудования. Прямая лопата (рис. 11) состоит из жесткой стрелы 1, с  которой связана жесткая рукоять 2 с прикрепленным на конце ее ковшом 3, подвешенным к подъемному тросу. Чаще всего рукоять имеет поступательное движение от экскаватора и обратно к нему, благодаря чему ковш прямой лопаты посредством канатного напорного механизма может с силой врезаться в грунт. Стрела вместе с рукоятью и ковшом может подниматься и опускаться, а также поворачиваться и перемещать грунт с места разработки к месту выгрузки. Экскаватор, оборудованный прямой лопатой, во время работы находится на подошве уступа.

 

Стрела прямой лопаты изготовляется сварной конструкции из листовой или прокатной стали. В зависимости от типа применяемой рукояти стрелы бывают:

  1. двухбалочпые, состоящие из двух балок, соединенных между собой рамой жесткости; 
  2. однобалочные, изготовляемые из одной балки коробчатого сечения (рис. 11).

Рис. 11. Экскаватор с прямой лопатой, 1 — стрела, 2 — рукоять, 3 — ковш.

 

На рис. 12 показана двухбалочная стрела прямой лопаты экскаваторов Э-505, Э-652 и др.  На стреле монтируются на шарикоподшипниках два главных блока 1 и два блока подъема стрелы 2. В средпей части стрелы на втулке смонтирован вал 3 седла рукояти. На этом валу укреплены два направляющих блока 4 напорного каната и один блок 5 возвратного каната рукояти.

В нижней части у стрелы имеются пяты 6 со стальными втулками, которые присоединяются к передпей части поворотной платформы экскаватора. Верхний конец стрелы подвешивается на стальных канатах под некоторым углом к горизонту; во время работы экскаватора может изменяться.

Для смягчения ударов ковша о стрелу на пей крепятся амортизаторы 7, состоящие из кусков древесины, обернутых листовой сталью и прикрепленных болтами.

Для повышения прочности стрелы средняя ее часть делается несколько бблыпих размеров, чем верхний конец.

Рис. 12. Стрела прямой лопаты экскаваторов Э-505 и Э-652. 1 — главный блок, 2 — блок подъема стрелы, 3 — вал седла рукояти, 4 — направляющий блок, 5 — блок возвратного каната рукояти, 6 — пята, 7 — деревянные амортизаторы, 8 — шкала.

Рукоять прямой лопаты служит для крепления на ней ковша и его перемещения во время работы. Рукояти бывают одноблочныо (внутренние), располагаемые внутри стрелы, и двухблочные (внешние), охватывающие стрелу. Рукояти изготовляются сварной конструкции из листовой стали или профильного проката. Однобалочная рукоять (рис. 13) экскаваторов Э-505 и Э-652 имеет одинаковое коробчатое сечение по всей длине. На переднем конце рукояти имеется отверстие 1 для крепления  ковша  к   рукояти, ограничитель 2, отверстия для крепления  тяг  ковша  3 и  кронштейн с зажимом 4 для крепления конца возвратного каната. Ковш прикрепляется к рукояти в двух точках, что дает возможность изменять угол между ковшом и рукоятью.

 

Рис. 13. Рукоять прямой лопаты экскаваторов Э-505 и Э-652. 1 и 3 — отверстия, 2 — ограничитель, 4 — зажим, 5 и 8 — упоры, 6 — возвратный канат, 7 — балка, 9 — уравнительный блок, 10 — болты.

Рукоять совершает возвратно-поступательное движеппе внутри седла седлового подшипника. Чтобы избежать выхода рукояти из седлового пгодшипника, к нижней части рукояти крепятся передний и задний упоры 5 и 8. На заднем конце рукояти крепится уравнитльный блок 9 для напорного каната.

Рукоять с ковшом совершает три вида движений: напорное — при врезании зубьев в грунт,  подъемное — при резании грунта и наполнении ковша и поворотное — при перенесении наполненго ковша к месту разгрузки.

Ковш прямой лопаты экскаватора (рис. 14) является основным исполнительным рабочим органом экскаватора, он врезается в грунт на определенную глубину и набирает его. При разработке грунта ковш первый воспринимает все возникающие при этом сопротивления.

По конструктивным особенностям ковши разделяются на литые, сварные, клепаные и сварно-литые. В настоящее время изготовляются главным образом ковши сварные и сварно-литые на любую емкость. Сварно-литые ковши просты в изготовлении, и вес их значительно мепыпе, чем у литых и клепаных ковшей. Ковш но своей форме представляет почти кубический ящик с открывающимся днищем и открытым верхом. Передняя стенка ковша большей высоты, чем боковые и задняя стенки, верхняя часть ее имеет козырек 1 и отогнута вперед, что уменьшает трение ковша о грунт.

 

На передней стенке ковша в утолщенной се кромке имеются гнезда для размещения сменных зубьев 2. Корпус 4 ковша расширен книзу, что улучшает условия наполнения и разгрузки ковша. Для повышения прочности и жесткости ковша боковые стенки усиливаются ребрами жесткости 3, а козырек 1 изготовляется из высококачественной стали.

Рис. 14. Ковш прямой лопаты экскаватора. 1 — козырек, 2 — зуб, 3и 17 — ребра жесткости, 4 — корпус, 5, 7 и 15 — проушниы, 6 — блок, 8 — рычаг, 9 — ограничитель, 10 — рукоять, 11 — пружина, 12 — винт регулировочный, 13 — цепь, 14— тяга, 16 — днище, 18 — засов, 19 — планки, 20 — болт, 21 — рычаг, 22 — шайбы, 23 — петля, 24 — хвостовик зуба.

Передняя стенка и зубья ковша делаются из марганцовистой стали, повышающей их износоустойчивость. Задняя стенка литая, она имеет три пары проушин. К верхним проушинам 5 шарнирно на пальце крепится обойма блока 6, а к средним проушинам 7 также шарнирно — передний конец рукояти. Ковш дополнительно крепится к рукояти 10 двумя тягами 14.

Верхние концы тяг крепятся болтом к отверстиям рукояти, а нижние концы — пальцем к нижним проушинам 15. Регулировка угла резания ковша достигается перестановкой верхних концов тяг в соответствующие отверстия рукояти.

К нижним проушинам ковша на петлях подвешивается открывающееся днище 16. В накрытом положении оно удерживается засовом 18 механизма открывания днища, который заходит в гнездо планки 19, закрепленной на передней стенке ковша.

Механизм открывания днища монтируется на нижней поверхности днища и состоит из засова 18, петли 23, рычага засова 21, цепи 13, рычага 8 на рукояти и возвратной пружины 11; засов 18 одним концом помещается в петле 23, а другим подвижно соединен с рычагом 21, который цепью 13 соединен с рычагом 8, прикрепленным к возвратной пружине 11.

К рычагу 8 прикреплен конец каната открывания днища. Второй конец каната закреплен на барабане лебедки открывания днища ковша. При вращении барабана канат наматывается и перемещает рычаг 8, который цепью 13 и рычагом 21 выдергивает засов 18 из гнезда планки 19 и растягивает пружину 11. Днище 16 под действием собственного веса и веса грунта надает, вращаясь на петлях, и грунт высыпается из ковша. Ход засова регулируется шайбами 22. Возвратная пружина 11, разжимаясь, возвращает рычаг 8 в исходное положение и ослабляет цепь. Закрытие днища происходит под действием собственного веса при опускании ковша в забой.

 
 
Copyright © 2014 Землеройные машины
zem-mash.ru
Cоздание сайтa Вебцентр Карта сайта
 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru