Ходовое устройство экскаватора предназначено для его передвижения, поворотов на ходу и разворота на месте. В связи с разнообразными условиями работы и различными хозяйственными задачами современные экскаваторы изготовляются с гусеничным, колесным и шагающим ходовым устройством.
Универсальные экскаваторы выпускаются на гусеничном и колесном пневматическом ходу. Карьерные полууниверсальные экскаваторы изготовляются главным образом на гусеничном ходу. Вскрышные экскаваторы большой мощности, предназначенные для работы по вскрытию полезных ископаемых, имеют восьми-гусеничное трехходовое оборудование в виде четырех ходовых тележек, несущих каждая по две гусеницы. К ним относятся экскаваторы ТГ-8, ЭГЛ-15, ЭВГ-15 и др.
Экскаваторы на гусеничном ходу. Гусеничный ход широко применяется у одноковшовых универсальных экскаваторов. Экскаваторы на гусенице создают малое удельное давление на грунт (0,2—1,2 кг/см2). Наиболее распространенным является двухгусеничное ходовое оборудование экскаваторов на многоопорном или малоопорном гусеничном ходу. Многоопорный гусеничный ход имеет сравнительно большое число опорных катков небольшого диаметра, оси которых крепятся к общей жесткой гусеничной раме. Это создает более равномерное давление на грунт.
Универсальные экскаваторы Э-352, Э-304, Э-505, Э-505А, Э-652 и др., применяемые на осушительных, оросительных и других работах, большей частью изготовляются на многоопорных гусеничных ходах.
Механизм передвижения универсальных экскаваторов на гусеничном ходу принципиально почти не отличается один от другого.
Ходовое устройство экскаватора Э-352 состоит из нижней ходовой рамы, опорной рамы, гусеничных рам, гусеничных лент, ходового механизма и механизма управления.
Экскаваторы на пневматических колесах. На пневматическом ходу изготовляются легкие экскаваторы Э-258, Э-153 и др. Их ходовая часть состоит из ходовой рамы, ходового механизма и двух или трех пневматических мостов.
Для улучшения проходимости экскаваторов в условиях бездорожья и на переувлажненных грунтах экскаваторы снабжаются двумя мостами с приводными осями. Привод к тормозам колес применяется пневматический пли гидравлический. Давление колес на грунт равно 5—6 кг/см2. У экскаватора Э-258 ходовая рама изготовлена в виде цельносварной конструкции из двутавровых балок и опирается на задний и передний мосты от автомашины ЯАЗ-200.
Шагающие экскаваторы. Они имеют оригинальную конструкцию ходового механизма экскаватора, который состоит из двух лыж, связанных через эксцентриковый кривошипный механизм с поворотной платформой. Нижний рама является основной опорой на грунт при работе шагающего экскаватора, а лыжи — вспомогательным средством для передвижения экскаватора.
К экскаваторам шагающего типа относятся: ЭШ-4/40, ЭШ-10/75, ЭШ-14/65 и др. Эти экскаваторы применяются для гидротехнических, ирригационных и вскрышных работ.