zem-mash.ru

Смазка механизмов землеройных машин

Смазка механизмов землеройных машин должна быть качественной и проводиться точно в указанные инструкцией сроки, с применением определенного сорта масел для каждого места смазки.

Износ деталей машин в значительной мерс зависит от режима работы их в первоначальный период, когда происходит приработка деталей. Соблюдение правильных режимов работы деталей в процессе приработки в значительной мере способствует уменьшению износа.

Для землеройных машин применяется как жидкая, так и густая смазка. Густая смазка применяется главным образом для подшипников качения и скольжения.

Жидкие масла заливают в корпусы редукторов и применяют для циркуляционной смазки механизмов. Шарнирные соединения рычагов и тяг рычажной системы управления смазывают жидким маслом из ручной масленки.

Смазка механизмов землеройных машин густыми смазками производится через масленки, установленные на механизмах. Для этой цели ставят колпачковые масленки. Внутри корпуса масленки расположены пружина и шарик. При набивке масла шарик отжимается внутрь, сжимая пружину. После набивки смазки пружина перемещает шарик к седлу, предупреждая доступ пыли внутрь масленки и подшипников.

При подшипниках скольжения набивка смазки в масленку продолжается до тех пор, пока отработавшее масло выступит через неплотности подшипника. Подача смазки в прессмасленку производится ручным маслопрессом.

Маслопресс состоит из пустотелого корпуса, внутри которого расположен винтовой шток с цилиндром и уплотнительной манжетой. Корпус соединяется с накопечником через уплотнительную кожаную прокладку.

Подшипники качения заполняют густой смазкой на 2/3 внутренней полости. Излишнее наполнение вызывает нагревание подшипника и выход его из строя.

Зубчатые колеса и цепные передачи смазывают графитной мазью или густой смазкой.

Канаты рабочего оборудования и рукоятки прямых лопат смазывают густыми маслами кистью или лопаткой.

Втулочно-роликовые цепи периодически проваривают в графитовой смазке.

Свойства и качество смазочных масел. К свойствам масел относятся  вязкость, температура вспышки, температура застывания.

Вязкостью называется свойство масла оказывать сопротивление перемещению его частиц под действием внешних сил. Вязкость масел измеряется в градусах Энглера и обозначается знаком °Еt, где: t — температура масла в момент определения вязкости.

Градусы Энглера являются отвлеченным числом и представляют отношение времени истечения 200 см3 масла из вискозиметра при данной температуре к времени истечения 200 см3 дистиллированной воды из того же вискозиметра при 20°. Вязкость густых масел определяется при температуре 100°, жидких — при 50°.

Вязкость масел является очень важным свойством. Масло малой вязкости может выжиматься и не образовывать масляной пленки между трущимися поверхностями. При большой вязкости масло может не затягиваться в зазоры и не смазывать трущихся поверхностей. Вязкость масла зависит от температуры.

Температурой вспышки называется температура масла, при которой образовавшиеся пары масла в смеси с воздухом вспыхивают при поднесении пламени. Температура вспышки имеет особое значение при смазке поверхностей, работающих при высокой температуре.

Температурой застывания называют температуру, при которой масло, налитое в пробирку диаметром 15 мм, густеет настолько, что при наклоне пробирки на 45° остается неподвижным в течение 1 минуты.

Качество масел оценивается также их чистотой, определяемой наличием механических примесей, кислот, щелочей, воды.

Наличие механических примесей, грязи, металлической пыли, песка вызывает загрязнение трущихся поверхностей, образует царапины и задиры. В процессе работы или при неправильном хранении масло окисляется.

Смазочные масла должны храниться в закрытой таре. Заправочный инвентарь — шланги, воронки, маслопрессы — хранится в закрытом металлическом ящике. Масленки перед смазкой необходимо тщательно очищать от грязи и песка, а пробки укладывать на чистое место.

О пригодности масла судят по кислотному числу. Кислотным числом называется количество миллиграммов едкого калия, потребного для нейтрализации 1 г минерального масла. В полевых условиях наличие кислоты в масле можно определить синей лакмусовой бумажкой. Для этого надо взять 50 см3 испытываемого масла, смешать его с 50 см3 чистой воды, подогреть до 90° и сильно взболтать, после чего масло слить, а в воду опустить конец синей лакмусовой бумажки. Если синяя бумажка покраснеет, то в масле имеется кислота. Содержание воды в масле вызывает коррозию поверхности металла и ускоряет окисление масла.

Выбор вида смазки. Для каждого механизма или отдельных узлов и деталей требуются различные смазочные материалы, выбираемые в зависимости от особенностей конструкции машины и условий ее работы.

При подборе сорта смазки учитываются основные положении, из которых важнейшими являются следующие.

  1. Удельное давление на поверхностях трения, которое колеблется в широких пределах. Чем выше удельное давление, тем большей вязкостью должны обладать смазочные материалы, толщина масляной пленки будет дольше сохраняться и тем самым не произойдет непосредственного соприкосновения трущихся поверхностей между собой.
  2. Скорость движения. Вязкость масла и относительная скорость движения трущихся поверхностей находятся в определенной зависимости, т. е. чем больше скорость, тем меньше должна быть вязкость масла. Объясняется это тем, что чем больше вязкость масла, тем больше внутренние силы сцепления частиц, а следовательно, увеличивается сила, необходимая для преодоления этого сцепления.
  3. Величина зазоров. При малых зазорах ранее подобранный смазочный материал хорошо сохранял трущуюся поверхность от износа, а с увеличением зазоров данное масло может не выполнять своей прежней роли и требуется подобрать другой сорт масла.
    Обычно в таких случаях требуется переходить на применение более вязких смазочных сортов масел.
  4. Температура во время работы машины и влага, окружающая механизмы.

Летом для смазки трущихся поверхностей применяются более вязкие сорта масел, чем зимой. При значительной влажности следует применять такие смазочные масла, которые не изменяют своих свойств от наличия влаги. Например, при смазке трущихся деталей (оси, валы, подшипники и т. д.) экскаваторов, которые часто соприкасаются с водой, не следует применять косталины, изменяющие свою структуру во влажной среде; в этом случае применяются солидолы.

Солидолы представляют собой смесь жидких минеральных масел с загустителями, в качестве которых применяются натриевые и кальциевые мыла. Натриевые смазки имеют температуру плавления выше кальциевых, но соприкасаясь с водой, образуют эмульсию и смываются с трущихся поверхностей. Кальциевые смазки имеют температуру плавления меньше натриевых, но являются влагостойкими.

Сроки смены и добавка смазочного материала. Срок смены масла устанавливается на основании лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний при помощи вискозиметра, которым можно простым способом определить вязкость масла.

Берут две стеклянные трубки одинаковой длины — около 20—25 см, диаметром около 10 мм. С одного конца их закрывают пробками, в одну трубку наливают масло, вязкость которого хотят определить, а в другую — масло с уже известной вязкостью. Это последнее принимается за эталон.

Трубки сверху закрывают пробками так, чтобы в каждой остался пузырек воздуха. Затем трубки переворачивают одновременно и держат вертикально. Наблюдают скорость движения пузырька воздуха. Во сколько раз скорость движения пузырька в испытуемом масле будет больше или меньше, чем в эталонном, во столько раз будет больше или меньше его вязкость.

В процессе работы наблюдается утечка масла, частичное выдавливание и сброс смазки, угар (для моторных масел) и др. Поэтому необходимо своевременно производить доливку.

Добавка смазочного материала производится по потребности. Чем совершеннее конструкция машины и лучше организован технический уход, тем меньше будет расход смазочного материала. Смазка деталей и узлов производится согласно карте смазки для каждого экскаватора.

 
 
Copyright © 2014 Землеройные машины
zem-mash.ru
Cоздание сайтa Вебцентр Карта сайта
 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru